Системы помощи при вождении появляются у многих автомобилей. Компания Euro NCAP, специализирующаяся на исследовании показателей безопасности транспортных средств, протестировала десять автомобилей, снабжённых подобными системами. Одной из моделей стала Toyota Corolla. Заранее отметим, что на российский рынок она поставляется без систем помощи водителю, исследованных Euro NCAP. Однако, данные системы установлены на других моделях Toyota, продающихся в России.
Стоит отметить, что подобное исследование было проведено впервые. Его партнёром выступила компания Thatcham Research. Сфера её деятельности – вопросы безопасности дорожного движения. Изучались свойства вспомогательных систем, их отличия в зависимости от производителя, а также степень необходимости постоянного взаимодействия водителя и электроники.
Тестированию подверглись работа адаптивного круиз-контроля, систему автоматического удержания автомобиля в занимаемой полосе и функции контроля соблюдения максимальной скорости. Все данные функции присутствуют в пакете систем активной безопасности Toyota Safety Sense. На российском рынке она установлена на таких моделях, как Toyota Camry, RAV4, Highlander, Prius, Land Cruiser 200 и Land Cruiser 200.
Для проведения исследования была разработана серия тесто, которые имитируют различные сценарии дорожных ситуаций. Проверка происходила на специальном полигоне.
Первый тест имитировал так называемое «подрезание» — на скорости более 60 км/ч прямо перед испытуемым автомобилем с соседней полосы внезапно появлялась другая машина-манекен. Кроме того, разыгрывался сценарий, когда при включенном адаптивном круиз-контроле впередиидущий автомобиль резко уходил в сторону, чтобы объехать другое остановившееся транспортное средство. В данных ситуациях у электроники было минимальное время для принятия решения.
В другом тесте испытывалась активная система соблюдения рядности движения, которая самостоятельно подруливает, позволяя автомобилю оставаться посередине занимаемой полосы.
Как бы не была хороша система, она может не учитывать определённые условия дорожного покрытия. К примеру, кочки и выбоины, которые необходимо объезжать. Попадание в ямку это не ДТП, поэтому рельеф может не учитываться электроникой. Но это может повредить автомобиль. Поэтому, по мнению экспертов, электроника не должна мешать водителю совершать маневры, необходимые по его мнению. В конце концов, это не беспилотный автомобиль, им управляет водитель, а не электроника. Она лишь помогает.
Для проверки того, не мешает ли система водителю управлять по его усмотрению, был проведён другой тест. Изучалась степень усилия, требуемая от водителя для поворота руля при объезде внезапно появившегося препятствия или выбоины на дороге.
Испытания адаптивного круиз-контроля у Toyota продемонстрировали баланс между действиями водителя и искусственными «помощниками». Система отлично распознавала препятствия, контролировала скорость, но сбалансированно отвечала на маневры водителя. В случаях с объездом препятствий при активной системе удержания в полосе электроника позволяла водителю вмешаться в ситуацию и вовремя повернуть руль.
Отличный результат у автомобиля Toyota выявил тест на «подрезание» и появление на пути остановившегося автомобиля. Электроника помогла водителю избежать столкновения в данной ситуации.
Системы помощи при вождении делают поездки более комфортабельным, страхуют в опасных ситуациях. Однако, «на электронику надейся, но сам не плошай». На сегодняшний день, она должна только помогать, а не управлять. Эра беспилотных автомобилей ещё впереди. Но, в некоторых местах... |